Бюджетирование

Бюджетирование — это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.

budget-1

Какие задачи выполняет бюджетирование на предприятии?

Среди основных целей и задач:

  • Повышение управляемости компании
  • Увеличение финансового результата
  • Создание базы данных для принятия управленческих решений
  • Повышение эффективности расходов и капиталовложений – в разрезе их влияния на производительность труда, снижение себестоимости продукции, увеличение объема продаж и т.д.
  • Возможность эффективно управлять ресурсами компании.

budget-2

Функции бюджетирования и финансового анализа

Чтобы лучше понять полноценную систему бюджетирования, ее возможности и выгоды, которые она несет в себе, рассмотрим, какие функции она выполняет:

  • Аналитическая:
    построение бизнес-идеи и постановка целей;
    выработка стратегии компании;
    o анализ операционных альтернатив.
  • Финансовое планирование – составление планов и прогнозов на будущие периоды.
  • Финансовый учет – производится анализ выполненных в прошлом действий и по сделанным выводам и результатам строятся стратегии и планы на будущие периоды.
  • Финансовый контроль:
    • сравнение поставленных задач и полученных результатов;
    • выявление слабых и сильных сторон.
  • Мотивационная функция:
    • осмысленное принятие плана;
    • ясность постановки целей;
    • наказание за срыв и поощрение за выполнение.
  • Координационная – координация функциональных блоков оперативного планирования.
  • Коммуникационная:
    • согласование планов подразделений компании;
    • закрепление ответственности исполнителей.

Бюджетирование на 1С:

Бюджетирование в 1С:УПП

Бюджетирование в 1С:УПП в первую очередь необходимо для планирования и анализа деятельности предприятия. Оно позволяет строить практически любые отчёты, как плановые, так и фактические.
Бюджетирование в 1С:УПП – относительно замкнутая и обособленная от других подсистема в “1С:Управление Производственным Предприятием”, живет своей отдельной жизнью:

  • Имеет свои собственные документы и регистры учета, собственный план счетов;
  • Имеет свою собственную методику отражения хозяйственных операций;
  • Имеет свои собственные отчеты.

Бюджетирование в 1С:УПП находится как бы в стороне от общего учета. Эта подсистема позволяет с помощью описанных правил “затягивать” в себя информацию. Это может быть фактическая учетная информация или информация, влияющая на плановые данные. На самом деле факт и план в бюджетировании отличаются только одним – факт хранится с ПУСТЫМ сценарием. Затянуть фактические данные можно легко и просто документом “Учет фактических данных по бюджетам”, а плановые “Расчётом по модели бюджетирования”. Но для этого надо разобраться с “правилами”, которые в 1С:УПП называются “источники данных для расчётов бюджетирования”.
Они позволяют обратиться к любой подсистеме 1С:УПП, причём можно написать произвольный запрос.
Бюджетирование в 1С:УПП связано с другими подсистемами только через:

  • Механизм подключения источников данных;
  • Несколько общих справочников (Например, для подсистем бюджетирования и объемно-календарного планирования используется единый справочник сценариев).

Специфика подсистемы бюджетирования в 1С:УПП отчасти определяется тем, что сам метод бюджетирования представляет собой симбиоз двух существенно различных методов: многовариантного планирования на будущее, и метода двойной записи, используемого в “посмертном” бухгалтерском учете.
Как надежно внедрить бюджетирование в ERP-системе?

budget-3

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Чем более крупной становится компания, и чем большее количество разных бизнесов она ведет, тем меньше остается доступных инструментов управления, объединяющих все уровни управления. Одной из наиболее успешных и универсальных методик управления является система бюджетного управления, основанная на управлении компанией (подразделениями) через бюджеты, т.е. финансовые ресурсы, одинаково измеримые для всех бизнесов. При этом в современном мире ни одна управленческая технология не сможет функционировать эффективно, если она не будет поддержана реально работающим программным средством.
Сегодня для решения (в том числе) вышеописанной задачи многие компании и холдинги рассматривают возможность внедрения тотальной системы автоматизации управления класса ” ERP” как единой платформы.
Цели внедрения автоматизированной системы бюджетирования по уровням управления:

  1. Получение консолидированной отчетности по всей Компании.
  2. Возможность реализации бюджетного управления на местах.
  3. Прозрачность финансовой информации на каждом уровне управления и консолидации данных.
  4. Автоматизация разработки регламентов бюджетирования и управленческого учета.